Историко-познавательный форум
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

 

Ульяновы(В.И. Ленин)

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
Автор Сообщение
Полковник
администратор
администратор
avatar

Сообщения : 187
Опыт : 228
Репутация : 4
Дата регистрации : 2008-08-15
Возраст : 23

СообщениеТема: Ульяновы(В.И. Ленин)   Пт Окт 31, 2008 9:47 pm

Именно слово "судьба" могло бы выразить лучше любого другого слова суть толстого труда английского историка Роберта Сервиса "Ленин. Опыт биографии".

Не надо демонизировать Ленина, пишет беспристрастный ученый, все утверждения которого подтверждаются письменными свидетельствами современников событий. Он был лишь орудием рока, и его судьба, а значит, и судьба России могла сложиться совсем иначе. В 1917 году уникальное стечение обстоятельств вынесло Ленина на гребень волны -- и только поэтому мы все (не только русские, конечно) сейчас там, где мы есть.

Ни титаном мысли, ни исчадием ада Ленин не был, но то, каким он был человеком (обычным, но вовсе не "простым"), помогает понять многое в том, что случилось с Россией и с миром в XX веке.

...Ни в Российской империи, ни тем более за границей никто всерьез не думал, что большевики смогут захватить власть в России, тем более -- удержать ее. Не разгорись балканская искра в пожар мировой войны, Октябрьской революции не случилось бы никогда. Война складывалась для России далеко не лучшим образом. Экономика, управление, политическая и общественная жизнь пришли в беспорядок -- и только это дало Ленину шанс. "Стратегический гений" вождя мировой революции и "единственно верное учение" ни при чем. Историческая правда состоит в том, что Ленин стал Лениным в значительной степени волею обстоятельств -- просто он умел использовать возможности и обращать обстоятельства к своей выгоде, а прежде умел разглядеть эту выгоду. Учредительное собрание пало бы и без Ленина, но именно Ленин, воспользовавшись моментом, захватил власть и установил в стране диктатуру.

Да, он исповедовал "научный подход" к революционной деятельности и в угоду "учению" изменял своему удивительному чутью. Но он в то же время постоянно корректировал свои теории и подгонял концепцию пролетарской революции под те обстоятельства, с которыми ему приходилось иметь дело на практике. Маркса он порой просто притягивал за уши к тому, что делал.

Например, военное поражение в Польше заставило Ленина отказаться -- ни много ни мало -- от планов захвата Европы! Ленин с самого начала планировал строить социализм не в изоляции, он хотел осуществить пролетарскую революцию в масштабах Европы и, защищая свои планы перед партией, ссылался на марксистскую теорию: революция "в отдельно взятой стране", говорил он, не может победить окончательно. Собственно, эту точку зрения разделяли многие лидеры большевиков -- присутствие "братских стран" в любом случае было бы полезно или даже необходимо, а изоляция была слишком плачевной перспективой: у России уже в 1918 году фактически не было ни цельной территории, ни единой власти, ни нормальной экономики. В 1918 году поход в Европу был невозможен: на пути большевиков стояла мощная немецкая армия. К тому моменту, когда тевтонская военная машина рухнула, большевики уже увязли в гражданской войне. Но к 1920 году "внутреннего врага" повергли, и Ленин был готов "взять капитал за горло". В июле 1920-го Красная Армия вступила в Польшу, и Ленин уже громко говорил о "советизации" Румынии и Венгрии, спорил о принципах устройства европейской социалистической федерации.

"Чудо над Вислой" в один день уничтожило "европейскую социалистическую федерацию" -- армия Юзефа Пилсудского наголову разбила армаду Сталина -- Троцкого и погнала красных обратно в пределы России.

У Ленина хватило такта не отказаться публично от идеи экспорта революции, но он ясно увидел, что время для пролетарской революции в Европе не настало и даже на штыках революцию в Европу не принести. Ленин понял, что европейские деньги и "мозги" нужно брать иначе, он резко изменил курс и предложил новую экономическую политику (НЭП), которая началась с того, что советское правительство пошло на сотрудничество с иностранными капиталистами и даже стало отдавать земли в концессию.

...Он не был настоящим марксистом, и совсем не с марксизма началось его увлечение революцией. В молодости -- и всегда! -- Ленин пребывал под сильным влиянием народников и высоко ценил террор и терроризм.

Как политик он был в первую очередь азартный игрок. Решительный, смелый и умный игрок, быстро учившийся на опыте.

Родители и дети. Бланки и Ульяновы

Ленин не был русофобом, и его действия вовсе не были продиктованы ненавистью к русским и стремлением погубить Россию. Фактически Ленин всегда считал себя русским и не придавал большого значения национальным различиям между людьми. Несколько поколений его предков воспитывались в традициях русской культуры и стремились приносить пользу России и народу.

Дед Марии Александровны по отцу звался Мошко Бланк. Это был замечательный человек. Он родился и вырос в еврейском местечке Староконстантинове, но местечковые нравы были ему не по вкусу. Он много раз ссорился и судился с соседями, его не любили и однажды даже обвиняли в поджоге (обвинение в суде не доказали). В конце концов Мошко уехал в Житомир, где начал новую жизнь. Он не отдал своих детей в хедер, а отвел в государственную школу, где их учили по-русски и приобщали к русской культуре. Впоследствии Мошко окончательно порвал с верой отцов и сам крестился в христианство. Мошко хотел занять достойное положение в обществе и упорно добивался этого.

Его дети унаследовали от него эти черты: упорство, целеустремленность, твердость характера. Два сына Мошко Бланка получили университетское образование и стали врачами. Младший, Александр (Сруль), женился на лютеранке Анне Гроссхопф из Петербурга (мать Анны была шведка, отец -- немец, но оба жили в России) и произвел на свет шестерых детей: пять дочерей и сына Дмитрия. Овдовев (Анна Гроссхопф умерла, не дожив до сорока), Александр Бланк принял в свой дом сестру покойной жены Екатерину фон Эссен (тоже вдову), которая предложила свою помощь в воспитании детей. Вскоре эти двое близко сошлись, они даже хотели вступить в брак, скрыв, что Екатерина приходится Анне Бланк сестрой (такие браки не разрешались). Утаить родство не удалось, и в бракосочетании Александру Бланку и Екатерине фон Эссен отказали, но это не помешало им жить вместе, покуда их не разлучила смерть. Именно Екатерина приобрела для семьи Кокушкино -- усадьбу, где она жила прежде с мужем Константином. Вскоре после переезда семьи в Кокушкино покончил с собой единственный сын Бланков, Дмитрий. Теперь о причинах можно лишь гадать, но не исключено, что он (Дмитрий учился в университете) не выдержал того груза ожиданий и надежд, которые на него возлагала семья, стремящаяся занять достойное положение в обществе.

Илья Николаевич Ульянов был родом из Астрахани. Отец его -- по профессии портной -- был довольно состоятельный человек и жил в двухэтажном каменном доме. Этническое происхождение Ульяновых не выяснено. Считают, что они были русские, потомки крестьян, приехавших в Астрахань из Нижегородских земель в XVIII веке. Кто-то из предков Николая Ульянова мог принадлежать и к одному из многочисленных поволжских народов, например, к чувашам или мордве, но уже Николай был русским по языку, вере и образу жизни.

В семье Ильи Николаевича и Марии Александровны говорили о "татарской крови" Ульяновых, думая, что она "примешалась" уже в Астрахани, где всегда был оживленный перекресток торговых путей и ворота из Европы в Азию. Возможно, азиатского происхождения была мать Ильи Николаевича, о которой почти ничего не известно (даже имени ее точно не знают -- не то она звалась Анна, не то Александра).

Ульяновы, как и Бланки, хотели своим детям лучшего будущего -- дать настоящее образование и положение в буржуазном обществе. Илья Николаевич окончил в Астрахани гимназию и затем поступил в Казанский университет (после смерти его отца образование Ильи оплачивал старший брат Василий). По выходе из университета он отправился преподавателем в пензенский дворянский институт и там познакомился с Марией Александровной Бланк (она жила в Пензе у сестры Анны, которая была замужем за директором дворянского института). У Ильи Николаевича и Марии Александровны обнаружились общие интересы и общие взгляды на жизнь. Оба высоко ценили знание и образование, говорили о необходимости просвещения и стремились приносить пользу народу и обществу. Они поженились в Пензе в августе 1863 года.

Илья Николаевич не ограничивал свои интересы педагогической деятельностью -- он много читал, следил за научной и культурной жизнью России и Европы, серьезно увлекался метеорологией и вел наблюдения за погодой.

В профессии же Ульянов всегда придерживался самых высоких стандартов -- он предъявлял очень высокие требования не только к знаниям учеников, но и к знаниям и умениям самих учителей. Способных и увлеченных он продвигал, но никогда не закрывал глаз ни на какие прегрешения своих подопечных, которые с гордостью носили прозвище "ульяновцы". Илья Николаевич сделал очень многое для народного образования в Симбирской губернии.

Свою жажду познания, вкус к интеллектуальной жизни и просветительские склонности Мария Александровна и Илья Николаевич вполне передали и своим детям.

В июне 1874 года Ульянова назначили директором народных училищ и присвоили ему чин статского советника (его положено было называть "его превосходительство"). Ульяновы заняли место в высшем городском обществе.

Ни Мария, ни Илья Ульяновы ни в коем случае не были против царской власти, они были лояльными подданными Александра II и всячески поддержали его либеральные реформы. По образу жизни они также не отличались от остальных симбирских дворян и буржуа: держали слуг, нанимали рабочих (заготовить дрова, например)... Во время русско-турецкой войны 1877-78 годов директор народных училищ статский советник Ульянов проявил патриотический порыв: он собирал пожертвования на заботу о раненых солдатах и был награжден орденом Станислава первой степени, который с благодарностью принял.

И все же взгляд на Россию у Ульяновых был критический. Они ассоциировали себя с новой Россией, просвещенной и свободной, вооруженной научным знанием и обладающей разумным и либеральным общественным устройством. Они не отождествляли себя с Россией старой, дворянско-крестьянской, деревенской, пьяной и неграмотной, управляемой по произволу.

Ульяновы верили, что реформы сделают Россию европейской страной. Сами они жили на западный манер и приобщались к европейской культуре. Изучали языки (немецкий, французский), учили им детей. Любили музыку и много музицировали. Следили за всеми новостями культурной жизни Европы: музыка, литература, искусство, философия, науки.

Конечно, на детей в этой семье возлагались большие надежды, перед детьми ставили серьезные цели. И дети чувствовали тяжесть больших ожиданий. Так, старшая дочь Анна плакала и умоляла мать разрешить не ходить в гимназию -- она была способной девочкой и училась с детьми старше ее на год, так что время от времени не выдерживала учебных нагрузок, страдала от головных болей и бессонницы.

Володя -- третий ребенок в семье Ульяновых. В первые годы жизни поведение мальчика настораживало и пугало родителей. Сестра Анна писала, что он был очень шумный и крикливый. Развивался медленно и постоянно требовал к себе внимания. Ходить Володя начал в одно время с сестрой Ольгой, а та была младше на полтора года. И если Ольга, упав, поднималась без посторонней помощи и продолжала идти, то Володя, оказавшись на полу, начинал биться о пол головой и громко орать, призывая на помощь.

Мария Александровна в те дни задавалась вопросом, не родился ли мальчик умственно неполноценным. К тому же повитуха, которая принимала третьего ребенка Ульяновых, сказала, посмотрев на младенца, что вырастет он либо человеком ума необычайного, либо полным дураком.

Впрочем, буяном Володя остался в семье навсегда. Он был самым шумным, самым проказливым и самым агрессивным из всех детей.

Но в гимназии Володя вел себя скромно. Ни дружбы, ни вражды ни с кем не водил, никем не интересовался и ждал от других того же отношения к себе. Отличался он ироническим -- даже саркастическим -- отношением к гимназической реальности и упрямым бойцовским нравом. Сам не был задирой, но на любой вызов отвечал и не боялся драки. Когда один мальчик стал ломать его карандаши, Владимир схватил его за ворот и заставил прекратить.

Уже в первых классах Володя обладал несвойственным возрасту умением оценивать, чем стоит заниматься, что пригодится, и бросал "ненужные и пустые" занятия. Девяти лет он прекратил учиться музыке, забросил рисование (а были у него и замечательные художественные способности) -- уже тогда в жизни его интересовало другое.

...В девять лет Володя Ульянов чуть не погиб: отправившись с товарищем Колей Нефедевым на рыбалку, он провалился в трясину на топком берегу реки (охотился за лягушками), мальчика стремительно засасывала топь. На крики детей прибежал рабочий с винокуренного завода (друзья рыбачили прямо у заводского забора) и вытащил Володю, который уже ушел в болотную жижу по грудь. Имени этого рабочего история не сохранила. (Кто знает, какой была бы она, история, когда б не тот рабочий. -- Ред.)
Читать дальше
_________________
История - это сила современности
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://www.4history.ru

Ульяновы(В.И. Ленин)

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму: Вы не можете отвечать на сообщения
Исторический форум :: Династии -
4admins.ru (форум) - раскрутка форума, проверить тИЦ и PR, заказать логотип бесплатно
Rambler's Top100Forum2x2 | © phpBB | Бесплатный форум поддержки | Контакты | Сообщить о нарушении | Blog2x2